Способы обработки стёкол и зеркал часть 2. Декоративные способы: тонирование, фотопечать, шелкография и пр.
В современной технологии декоративной обработки стекла существуют различные способы. В первой части статьи мы рассмотрели механические методы (фигурная резка, фацетирование, гравировка и т. д.), классифицированные по типу инструментов, применяя которые можно улучшать художественную ценность стекла. Они не изменяют физико-химические свойства материала, для этой цели пригодны другие способы, рассматриваемые в данной статье. Они называются немеханические. В основном такие технологии делятся на «горячие» (термообработка), когда на стекло воздействуют высокой температурой, и химические. Особняком стоят способы печати на стекле и зеркале - это фотографическая печать и шелкография. Их мы также подробно разберём и проиллюстрируем фото-примерами.
Такой метод в современном арт-дизайне преследует совсем другие цели, чем в случае с тонировкой стекол автомобилей. С машинами все просто: тонировка нужна для защиты от посторонних глаз и яркого солнечного света. В случае же художественной обработки могут решаться и более сложные задачи. В первую очередь это формирование внутреннего облика помещения, соответствующего выбранному стилю интерьера.
Тонированиестекла как элемента интерьера – это изменение степени его прозрачности либо отражающей способности. Требуемый эффект достигается тремя способами:
напыление на поверхность покрытия из металла или оксида;
наклейка полимерной пленки;
окрашивание материала в процессе его производства.
Все три вида данных стекол имеют совершенно различные потребительские свойства. Так, окрашенное стекло при наличии амальгамы с тыльной стороны может превратиться в красивое тонированное зеркало, а стекло с полимерной пленкой обладает широким спектром пропускания ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Стекло с напылением называют архитектурным, так как оно в основном применяется для отделки фасадов и окон.
Этот нетривиальный и весьма распространенный способ декорирования стекла завоевал популярность благодаря тому, что он не требует применения дорогих компонентов и оборудования. Поэтому данный способ применим даже в домашних условиях.
Травление – это процесс, при котором частично разрушается поверхностный слой стекла с помощью ионов фтора. Такие ионы содержатся в растворе плавиковой кислоты и ее солях, а также других химических реагентах. Данная технология позволяет создавать на стекле орнаменты с тонкими линиями и изящные узоры. Все, что требуется для травления – это очистка обрабатываемой поверхности, накладывание вырезанного из полимерной пленки рисунка (его можно изготовить самостоятельно) и нанесение спецпасты для травления.
Самый простой пример такой химической обработки – матовое стекло сатинат (или сатинато), которое часто находит применение в элементах интерьера. Для его получения после обезжиривания нужно лишь промыть и просушить стекло, нанести мягкой кистью спецпасту и выдержать 10 минут.
Стекло сатинат отличается эффектом мягкого светопропускания и как бы размывает изображение
Для сложного декора изделий из стекла используют художественное травление. Фундаментом в таком методе является эскиз изображения. Его либо моделируют на компьютере, либо рисуют вручную. Затем эскиз воплощают на трафарете – пленке, которую наклеивают на поверхность стекла. Свободные от пленки участки промазываются пастой с плавиковой кислотой, химикат через 5-10 секунд разъедает поверхность и удаляется.
Пример рисунка на дверном стекле, полученного методом художественного травления по трафарету
Достигаемый благодаря художественному травлению эффект легко спутать с пескоструем – механическим способом обработки стекла. Однако в последнем случае материал теряет свою прозрачность, а в случае с химическим способом обработки эффект получается более сложным. Во-первых, травленое стекло имеет высокую степень светопропускания, оно прекрасно рассеивает свет. Во-вторых, поверхность материала равномерно распределяет освещение и уменьшает светоотражение. В результате свет становится мягким, сглаженным.
3. Термическая обработка: узорчатое стекло и фьюзинг
Здесь мы разберем два вида наиболее распространенных технологий с применением высоких температур.
Узорчатое стекло – это стекло с рельефным, выпуклым узором с одной стороны и плоской задней поверхностью. Производится оно по технологии прессования: раскаленную стеклянную массу заливают в специальные формы (пресс-формы), внутренние стенки которых имеют фигурную геометрию, формирующую будущий рисунок. После уплотнения и отвердевания стекло сохраняет требуемый орнамент. Иногда такое стекло называют орнаментным либо фигурным.
Узорчатое стекло может быть не только прозрачным, но и цветным, окрашенным. Оттенок придается путем впекания специальной эмали в поверхность материала. С точки зрения эстетики наиболее интересно именно окрашенное стекло, ибо краска оригинально смотрится как на рельефной, так и гладкой поверхности. Толщина узорчатого стекла доходит до 1 см, а глубина линий на нем допускается до 1,5 мм. Кстати сказать, материал способен обладать различными показателями светопропускаемости.
Благодаря разнообразию визуальных свойств узорчатое стекло широко применяется в производстве предметов мебели, дверей и создания настенных декоративных панно.
Фюзинг – это относительно недавно разработанная технология спекания стекла в печи для изготовления витражей. При термообработке стекла вплавляются друг в друга, что не требует металлического соединения (пластины-основы) между отдельными сегментами материала, как в классических витражах. «Живописным холстом» для фьюзинга служит цельный стеклянный лист, на котором выкладывается мозаичный рисунок из кусочков цветного стекла. При температуре 800 градусов изображение или орнамент впекается в основу. Такая технология позволяет добиваться иллюзии глубины и перспективы изображения. Вдобавок стекло очень долго не меняет свой цвет, не старится, сохраняя и цветовую гамму, и фактуру. Причем фьюзинг позволяет сделать рисунок и практически плоским, и выпуклым.
Витражи, создаваемые с помощью фьюзинга, используются при изготовлении межкомнатных перегородок либо раздвижных дверей, в которых применять классические технологии невозможно. Менее габаритные изделия фьюзинга применяются как вставки в стенах, дверях и окнах.
Пример узорчатого стекла в оконной раме
Автор
Стекло имеет рельеф только с одной стороны
Автор
Настенное панно из узорчатого стекла с цветной проработкой
Автор
Поверхность стеклянной плитки после термической обработки (один из возможных вариантов)
Моллирование стекла – ещё один способ термической обработки. Термин происходит от латинского слова «mollio», что значит «делать гибким». Суть технологии: стекло нагревается и становится гибким, далее мастер придаёт ему нужную форму и остужает. Этот метод широко распространён в промышленности: например, так изготавливают автомобильные стёкла. В области предметов интерьера способ также стал полезен для изготовления различных интерьерных аксессуаров, раковин, настенных панно – в целом, моллирование стекла можно использовать при создании любого стеклянного изделия.
Технология печати высокого качества может быть реализована как на небольших объектах интерьера, так и объемных. В любом случае они способны существенно преобразить изменить дизайн любого помещения.
УФ-печать – это прямое нанесение графического изображения на поверхность цельного полотна из стекла с помощью цифровых принтеров. Поэтому такой способ обработки называют лазерной фотопечатью. Для четкого закрепления изображения нужны специальные чернила, которые при каждом проходе печатной головки подвергаются ультрафиолетовому облучению. В результате чернила образуют на поверхности дополнительный слой, слегка ощутимый на ощупь. Таким способом производители стеклянной плитки наносят рисунки на свои изделия.
Чтобы лучше представить процесс создания картинки посмотрите короткое видео по теме. Как видите, процедура очень похожа на работу домашнего струйного принтера.
Данный метод гарантирует высочайшую точность цветопередачи и высокое разрешение изображения. Это позволяет репродуцировать на стекле самые замысловатые цветные композиции. УФ-печать наиболее популярна при создании оригинальных кухонных фартуков (скинали), шкафов-купе и стеклянной плитки. Чтобы увеличить износостойкость изображения для таких элементов дизайна, рисунок наносится на изнаночную сторону стекла. Однако гораздо чаще применяют праймеры – специальные химические вещества, обеспечивающие глубокое проникновение краски в поверхностный слой стекла.
Панели скинали с фотопечатью выглядят очень эффектно
На данный момент лазерная печать имеет ограничение: размер стеклянного полотна не может превышать 2,5х1,5 метра. Разумеется, масштабную композицию можно разделить на несколько частей, однако лучше использовать другой метод – сольвентную печать на пленке. Тем более, что чисто внешне оба способа декора стекла практически не отличимые друг от друга.
Чёрно-белый рисунок на стеклянных панелях
Автор
Настенное панно из стекла, фотопечать УФ-чернилами
Печать на пленке – это самый дешевый способ нанесения фотоизображения, при которой рисунок распечатывается на полимерной пленке, которая затем фиксируется на стекле. Для такого способа применимы обыкновенные струйные принтеры. Иногда данный вид обработки стекла называют печатью на гибком носителе с последующей ламинацией. При этом пленку можно наносить с обеих сторон материала, что дополнительно делает его более безопасным. Кроме фотографий, на пленку без особых финансовых затрат можно распечатать указатели надписи и т. д. Увы, но есть у этой технологии и существенный недостаток – он требует применения сольвентных, наиболее агрессивных видов чернил с резким запахом. По этой причине многие специалисты рекомендуют воздержаться от такого декора в домашнем интерьере. Тем не менее плёнка широко используется в офисных и общественных пространствах, особенно там, где необходимо нанести изображение на большую площадь.
Плёнка с фотопечатью позволяет быстро преобразить витрину магазина
Наклейка с фотопечатью на стекле зачастую является одной из самых эффектных деталей интерьера. Ниже приведено множество фото с примерами использования таких стекол в различных помещениях.
Оконные стекла заклеены декоративной плёнкой
Автор
Декоративная плёнка на стеклянной перегородке в офисе
Автор
Плёнкой наносят надписи и указатели на стеклянных дверях
Автор
Цифры телефона наклеены на стеклянную перегородку
Автор
Пленка на оконном стекле (имитация витража)
Автор
Пленка на раздвижной стеклянной двери
Автор
Наклейки на перегородке в ванной
Автор
Наклейка на стеклянную перегородку в детском стиле
Автор
Стеклянные панели и двери. Слева - дверь в душевую, справа - лестница дома
Оконные стёкла заклеены виниловой плёнкой с рисунком
Автор
Наклейка на перегородке в офисе
Автор
7. Шелкография
В основном этот способ декорирования используется для нанесения различных орнаментов, от простых геометрических до сложных цветочных.
Шелкотрафаретная печать – это метод нанесения изображения путем продавливания краски через трафарет (матрицу). Для обеспечения высокой адгезии – проникновения керамических чернил в поверхностный слой стекла – материал обжигается. Благодаря этому рисунок получается насыщенным и долговечным. Также технология допускает применения сольвентных чернил на основе растворителей. Такой подвид декорирования стекла позволяет расширить цветовую гамму, имитировать травление, увеличивать сложность рисунка. Однако поскольку процесс не сопровождается впеканием краски в стекло, адгезионные показатели у изображения гораздо ниже.
Чаще всего метод шелкографии используют для нанесения на стекло простых орнаментов
Шелкография на стекле применяется при декоре самых разных элементов интерьера – кухонных фартуков, межкомнатных перегородок, дверей, она используется как вставка в корпусную мебель и столешницы.
8. Редкие способы декорирования зеркал: искусственное старение и эгломизе
В списке технологий немеханической обработки стекла есть и те, которые используются уже столетиями. Что касается эгломизе, то она появилась еще в конце 18-го века во Франции благодаря труду изготовителя рам для картин Ж. Б. Гломи. Как и полагается старинным способам, вся техника такой росписи стекла предполагает исключительно ручную работу.
Эгломизе – это вид узора на стекле, а чаще зеркале, получаемый гравировкой с обратной стороны по серебряной амальгаме геометрического узора или растительного орнамента с последующей позолотой, серебрением или чернением гравированных мест.
На данный момент есть две принципиально разные техники такой живописи на стекле: «горячая» и «холодная». Исходя из названия, первая требует термической обработки, вторая – нет. Однако «холодная» живопись также делится на два вида – эгломизе под стеклом (на оборотной стороне) и на лицевой стороне.
Сложный рисунок на зеркало нанесён с помощью старинной технологии эгломизе
Эгломизе как способ обработки стекла сегодня встречается очень редко и используется для оригинальной росписи зеркал, а иногда элементов мебели.
Искусственное старение – это метод, благодаря которому добиваются эффекта древнего, античного зеркала. В основном применяется метод химического травления, схожий с описанным в разделе «Химическая обработка: травление». При этом зеркало не уменьшает своей отражающей способности. Из разновидностей химического травления можно отметить старение при помощи сусального золота и потали. Также существует патинирование – очищение зеркала от светоотражающей основы и имитация потемнения амальгамы с помощью красок.
Настенное панно составлено из искусственно состаренных зеркальных панелей
С декоративной точки зрения триплекс интересен тем, что он состоит из трех слоев стекол. Художественной обработке может быть подвергнут любой слой. Чаще всего применяют гравировку. Однако только средний слой из полимера, который является скрепляющим листы материалом, можно с двух сторон защитить от внешнего воздействия. Во многом по этой причине к нему можно применить почти все вышеописанные методы, а также механическую обработку.
Например, современные технологии позволяют применить триплексную печать – одну из разновидностей печати на пленке. Однако наиболее интересным и уникальным для данного вида стекла способом считается материал с эффектом «битого стекла». В народе его принято называть «колотый лед». Для получения такого эффекта требуется, чтобы центральный слой был из закаленного стекла, который при разогреве до 120 градусов раскалывается на мелкие кусочки приблизительно одинакового размера. Не распасться материалу мешают два других слоя триплекса. Сложность технологии заключается в том, что чем меньше средний закаленный слой, тем менее равномерным получается «рисунок». Соответственно, требуется точный расчет соотношения толщины слоев и качественно проведенный процесс закалки.
В дизайне интерьера триплекс с эффектом «битого стекла» применяется при создании эксклюзивных столешниц для обеденных или журнальных столиков. Вариантов исполнения два – прозрачный «колотый лед» и тонированный.