31 мая 1867 года Людвиг II посетил замок Вартбург, средневековый замок XI века, который был полностью отреставрирован. Согласно легенде, в Замке проходили знаменитые средневековые состязания певцов-миннезингеров, в одном из которых принимал участие бард Тангейзер. Обновлённые залы произвели на Людвига неизгладимое впечатление, именно в этой поездке он загорается идеей создать нечто подобное. Интерьер главного зала Вартбурга стал прототипом главного зала Нойшванштайна - зала Певцов.
Зал певцов, размером 27 на 10 метров, расположен в восточном крыле дворца со стороны двора. Он занимает все восточное крыло пятого этажа господского дома и располагается над жилыми покоями короля. Зал подразумевался как центральное помещение замка. Фактически, замок должен был как бы выстраиваться вокруг него.
Зал спроектирован как объединение двух залов Вартбурга: Зала певцов и Бального зала. Прямоугольная комната была украшена мифологическими темами на сюжеты Опер Вагнера - Лоэнгрин и Парцивал.
Восточная узкая сторона заканчивается сценой, построенной аркадами и известной как "Sängerlaube" (Беседка певцов). Здесь имитируется декорация волшебного леса из легенды о Парцифале. Часто это обособленное пространство принимают за сцену Певческого зала, однако по замыслу Гофмана на этом подиуме должно было располагаться кресло короля. Таким образом, сценой становилось само пространство зала, что соответствовало традициям средневековых залов. Другие зрители — гости короля — должны были располагаться на верхней галерее и на скамьях, расставленных у стен.
По северной стороне тянется галерея второго яруса, которая заканчивается трибуной, которая повторяет трибуну вартбургского зала. Ее поддерживают резные кронштейны в виде фигур менестрелей.
Стены покрыты декоративными панно на сюжеты из легенд о Парцифале, хранителе святого Грааля, растительными орнаментами и раскрашенной деревянной скульптурой. Огромные люстры своей формой напоминают несколько сцепленных друг с другом корон вестготского периода. Помимо люстр, зал дополнительно освещают напольные канделябры. Мебель в Певческом зале представлена 10 скамьями, выставленными вдоль стен у окон напротив друг друга.
Зал певцов никогда не создавался для придворных празднеств короля-затворника. Скорее, как и Тронный зал, он служил памятником, в котором была представлена культура рыцарей и придворная любовь средневековья.
Первое выступление в этом зале состоялось в 1933 году: концерт, посвященный 50-летию со дня смерти Рихарда Вагнера.