Среди многочисленных старинных построек есть здания, которые занимают особое место в истории архитектуры – это постройки, которые олицетворяют переход от одного стиля к другому или те, которые имеют настолько уникальное декоративное оформление, что оно стало образцом, эталоном для последующих строений. К таким зданиям, безусловно относится замок «Strawberry Hill» в Твикенхеме.
Название: Strawberry Hill House (замок Строуберри Хилл), в переводе на русский «Земляничный холм».
Место расположения: Великобритания, пригород Лондона, Твикенхем.
Даты постройки: 1747-1776 годы.
Кто построил? Главным заказчиком и идейным вдохновителем стал Хорас Уолпол (Horace Walpole), иногда имя переводят на русский, как Гораций. Он привлёк к работе молодых архитекторов: Джона Чута (John Chute) и Ричарда Бентли (Richard Bentley). Своё трио молодые строители прозвали «Комитетом вкуса».
В чём заключается уникальное значение замка для архитектуры? В период с XVI по XVIII века в архитектуре загородных особняков и резиденций представителей элиты преобладала мода на роскошные дворцовые стили: барокко, рококо, ампир. Рано или поздно этот период должен был закончится и смениться чем-то новым, но история сделала неожиданный поворот. Вместо появления нового, началось возрождения хорошо забытого старого: средневековой готики. Строители «Строуберри Хиллс» - молодые романтики, увлечённые стариной, взяли за основу стиль древних католических соборов и перенесли его декоративное содержание в жилую резиденцию. Получился совершенно новый стиль светских интерьеров – неоготика.
В период средневековья замки с готическими интерьерами также строились, мы рассматривали их в этой статье. Во Франции в XV веке купец и промышленник Жак Кёр построил невиданный роскошный готический особняк, но все эти строения так и не стали прототипами светского стиля, они остались единичными творениями. Уникальность «Земляничного замка» в том, что с него началась новая готическая эпоха. В последующем XIX века было построено множество замков с неоготическими интерьерами.
Гораций Уолпол родился в Лондоне в 1717 году в аристократической семье. Его отец был крупным политиком, одно время даже занимал пост премьер-министра Великобритании. Высокие должности отца, склонность к авантюрам и, как бы сказали в наше время, коррупционные связи позволили семье скопить огромное состояние. Богатое наследство позволяло Уолполу не нуждаться в деньгах. Получив превосходное образование, молодой человек твёрдо решил посвятить себя искусству: изучению старины, коллекционированию антиквариата, литературе. Строительство "маленького готического замка", возрождающего традиции забытого стиля, стало главным делом жизни нашего героя.
Уолпол гордился своим творением и сразу после постройки разрешил жителям соседних поместий бесплатные посещения, но строго по записи и не больше четырёх визитёров в день.
Когда граф Уолпол купил земли на холме, там уже находилось несколько построек, поэтому здание возводилось на основе имеющегося особняка. К сожалению, информации о первоначальном облике дома не сохранилось.
Внешне замок не отличается какой-либо особой стилистикой, хотя уникальность в нём безусловно есть, но нельзя сказать что фасад относится к какому-то определённому стилю. Здесь мы видим и признаки средневекового романтизма в виде башен, и окна готической формы небольшого размера, и, довольно нетипичную для того времени, плоскую крышу с зубчатой окантовкой.
Автор
Автор
Автор
Автор
Автор
Автор
Автор
Автор
Рисунки и гравюры оригинальных интерьеров
Интерьеры, которые мы видим на современных фотографиях являются результатом работы реставраторов, которым только в последние десятилетия удалось воссоздать по документам общий облик нескольких комнат. Важнейшей частью внутреннего оформления была коллекция семьи Уолполов, которая утрачена (распродана обедневшими потомками). Поэтому, только по старинным рисункам мы можем оценить истинный облик и роскошь Земляничного замка.
Парадная гостиная, трибуна
Автор
Библиотека
Автор
Кабинет
Автор
Северная спальня, Строуберри Хилл, старинный рисунок
Автор
Интерьеры отдельных помещений
Несмотря на то, что оригинальные интерьеры практически не сохранились, остались подробнейшие описания отделки самого автора. Когда Гораций Уолпол создавал проекты интерьеров отдельных комнат, он брал за основу декоративные детали старинных готических соборов. Почти в каждой комнате можно найти элементы оформления конкретного средневекового английского собора, капеллы или монастыря. Особенно много деталей было заимствовано из оформления Вестминстерского аббатства.
1. Галерея – главное помещение в замке, его можно назвать гостевым залом. Автор назвал комнату галереей потому, что её главное предназначение – демонстрация экспонатов его личной коллекции картин и предметов старины, но здесь же происходили встречи гостей, балы и домашние мероприятия.
Галерея - главный гостевой зал в замке Струберри Хилл
Безусловно, галерея была задумана как самый роскошный зал: кричащая пёстрая цветовая гамма, позолоченная лепнина, уникальный дорогой камин, специальные ниши в стенах, чтобы разместить больше картин – всё сделано для того, чтобы поразить гостей. Орнаментальный декор потолка был разработан под впечатлением от потолка капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (фото капеллы см.ниже).
2. Холл и главная лестница. Орнамент, состоящий из полуокружностей разного радиуса сразу привлекает к себе внимание. Существует множество видов подобного орнамента, в готике он называется «масверк», но именно этот тип был специально разработан для интерьера дома.
3. Библиотека. Стеллажи были выполнены в виде деревянных готических арок, покрытых резьбой. Весь проект этого интерьера был разработан самим графом. В центре размещается камин, который также украшает резная арка, являющаяся частью портала.
В этом интерьере проявилась вся экстравагантность заказчика: арки вокруг камина и стеллажей были скопированы с могилы Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве. Мало кто ещё решился бы воссоздавать склеп у себя в доме. На камине в другой комнате (в кабинете) были также воспроизведены надгробные элементы.
4. The Tribune – парадная комната. Помещение предусмотрено для экспонирования самых ценных предметов антикварной коллекции семьи (картины, скульптуры, монеты из коллекции Медичи) и приёма особо важных персон.
Прототипом интерьера послужила могила Ньютона в Вестминстере
В настоящее время, пустая отреставрированная комната, не передаёт былого великолепия. Куполообразный потолок завершается маленьким окошком, который символизирует звезду.
План комнат зала
Автор
Галерея в замке Строуберри Хилл
Автор
Прообраз потолка, капелла генриха VII в Вестминстере
Автор
Реставраторы восстановили стены комнаты, но не интерьер
Автор
Стена вдоль лестницы и перила украшены резными орнаментами
Автор
Стеллажи в библиотеке замка Строуберри Хилл
Автор
Интерьер библиотеки в замке Строуберри Хилл
Автор
Кабинет в особняке Строубери Хилс
Автор
Гардеробная
Автор
Гардеробная
Автор
Спальня в замке Строуберри Хилл
Автор
Геральдические витражи в овальной комнате, Строуберри Хилл, кон. 18 в.
Автор
Замок Строуберри Хилл
Прототипом интерьера послужила могила Ньютона в Вестминстере
Автор
Детали оформления: орнаменты, камины, двери, окна
Любой готический интерьер сложен и насыщен, стиль предполагает такое большое количество деталей, что даже обыкновенный потолочный бордюр может представлять самостоятельное произведение искусства.
Фальш-лепнина. В ходе отделочных работ мастера нашли несколько способов удешевить работу. Обычно готические интерьеры оформлялись резными каменными орнаментами, что сильно затягивало процесс отделки и делало цену работ невероятно высокой. В "Земляничном замке" все орнаменты выполнены либо из дерева (это допустимо в традиционной готике), либо из папье-маше (состав на основе обычной бумаги). Последнее было просто уникальной находкой, благодаря простоте использования материала получилось быстро создать сложные потолочные узоры парадных гостевых залов.
Когда началось строительство Уолпол разослал письма своим друзьям со следующим содержанием: «Я собираюсь построить в Строберри Хилл маленький готический замок, если Вы можете найти для меня старинные цветные стекла, оружие или что-нибудь подобное, я буду Вам чрезвычайно обязан». Автор кропотливо работал, воссоздавая атмосферу древности, но историческая реконструкция не была главной задачей. Созданные интерьеры не копируют в точности старинные образцы, многое было привнесено самим Горацием.
Особого внимания заслуживают камины, а точнее оформление их порталов. Каждый камин в доме имеет самостоятельное декоративное оформление, проработанное самым тщательным образом.
В целом, интерьер замка богат и роскошен, многие отдельные элементы были разработаны специально и органично вписаны в общее готическое оформление. Стоит отметить: резьбу по дереву, зеркальные двери, уникальную мебель. Кстати, зеркальные двери вообще не применялись никогда ранее в готических замках.
Витражи были вставлены в верхнюю часть оконных рам, чтобы не закрывать вид на парк и реку.
Камин в библиотеке, Особняк Строуберри Хиллс, Англия