Некоторые исследователи полагают, что Пьюджин внёс основной вклад в искусство не столько своими постройками, сколько работами о теории искусства и готики. Так как именно на них опирались многочисленные продолжатели неоготического стиля.
Основные работы:
- Контрасты. Сравнение благородных зданий 14—15 веков и похожих современных (Contrasts, A Parallel between the Noble Edifices of the 14th and 15th centuries and Similar buildings of the Present Day. Showing a Decay of Taste) – 1836 г.
- Истинные принципы стрельчатой, или христианской, архитектуры («The true principles of pointed or Christian architecture») – 1841 г.
- Апология возрождения христианской архитектуры в Англии – 1843 г.
Также архитектор принял участие в создании различных искусствоведческих альбомов (чаще всего в соавторстве) с рисунками старинных интерьеров и отдельных готических деталей.
Для читателей, которые не знакомы с историей развития европейских стилей в искусстве, важно пояснить несколько важных моментов. Готика – не обычный художественный стиль, а стиль христианской архитектуры. Образцами ранней готики являются именно соборы и храмы и только они, а не светские постройки. Средневековая Англия была одним из законодателей стиля, там зародилось несколько самостоятельных стилевых направлений (украшательская и перпендикулярная готика). Но в XVI веке король Генрих VIII провёл церковную реформу и повелел своим подданным отказаться от традиционных форм веры, заменив католицизм англиканством. Многие церкви и монастыри были закрыты и уничтожены, а готический стиль объявлен пережитком «отсталого» прошлого. Возрождение готики имело значение не только для искусства и архитектуры, а для консерваторов, сторонников традиционного католического христианства.
Только приняв во внимание вышесказанное, можно понять, почему в книгах Пьюджина так много рассуждений о христианской этике. Его книги – это своеобразные богословские трактаты, призывающие через возрождение христианской архитектуры возродить высокие моральные и нравственные устои общества, которые были утрачены.
Основная идея Пьюджина заключалась в необходимости соединения морали, веры и творчества. Архитектура классицизма, с его точки зрения, несостоятельна и даже нравственно ущербна, ведь она базируется на дохристианских языческих (варварских) правилах. Он приводит множество аргументов против классической архитектуры, которая, по его мнению, является следствием упадка нравов. В то время как готика – есть истинно христианский стиль. Для понимания взглядов мастера можно привести цитату:
«...пусть Красота и Истина будут нашим девизом в будущих усилиях низвергнуть современный презренный вкус и язычество и возродить католическое искусство и достоинство».
В своей книге «Контрасты», Пьюджин на многочисленных сравнительных рисунках показывает примитивность и убогость построек классицистических и величественность готики. Ниже, приведено несколько страниц из этой книги.