Готический стиль один из наиболее многообразных, существует множество типов интерьеров в этой стилистике. Дело в том, что стиль просуществовал несколько столетий (абсолютный рекорд для европейской культуры): сначала готика развивалась 400 лет в период средневековья, а в XIX веке возродилась и «прожила» вторую яркую жизнь.
Нельзя сказать, что существует какой-то однозначный вид готического камина. Правильнее будет утверждать, что существует множество характерных стилистических элементов и орнаментов, применение которых позволяет отнести оформление к готическому. Строгих алгоритмов изготовления каминного портала не существует, они так и не сформировались за долгие годы. Часто, архитекторы просто импровизировали с разными образами. Таким образом, на сегодняшний день существует множество примеров каминов в зданиях разных веков, которые не так просто обобщить.
Характерные отличия готических каминных порталов (достаточно наличия одного признака):
Форма стрельчатой арки в оформлении – главный орнаментальный мотив стиля;
Резьба по камню или дереву;
Крупные скульптурные формы (возможно скульптуры святых);
Орнаменты на основе пересекающихся окружностей (масверк);
Детали, заимствованные из романского стиля.
В ранний период развития стиля он использовался исключительно в церковных постройках (храмах и соборах), а не в жилых домах, поэтому потребностей в красивом оформлении отопительных систем не было. Когда в XIV веке богатые люди начали возводить свои замки в готическом стиле, то выяснилось, что стиль не предполагает правил для оформления порталов, зато предшествующий романский стиль давал на этот счёт множество рекомендаций. В романский период сформировалась богатая «каминная традиция». Поэтому романские камины использовались в Европе вплоть до появления дворцовых стилей (барокко, рококо, ампир). Только в XIX веке в период возрождения стиля появляется множество самобытных оригинальных каминов, с академической точки зрения, правильно называть их неоготическими.
В данной статье мы сделали обзор каминов в старинных зданиях, от средневековья до начала XX века. Вы увидите на многочисленных примерах как менялся их образ в разное время, а в конце мы разместили подборку фото современных готических порталов, чтобы показать, как продолжается традиция в наши дни.
1. Старые камины в Особняке Жака Кёра, XV век, средневековая готика
Дворец Жака Кёра в Бурже (Франция) интересен тем, что является первой значительной светской жилой постройкой в готическом стиле, которая сохранилась без серьёзных изменений. На нашем сайте вы можете посмотреть другие интерьеры с фотографиями интерьеров Особняка Кёра.
В главном гостевом зале стоит громоздкий камин в романском стиле. Мы специально начали обзор с этой фотографии, чтобы объяснить, что использования романского портала в готическом интерьере – абсолютно нормальное явление.
Совершенно иначе выглядит оформление систем отопления в коридорах. Над топкой размещена группа барельефов с орнаментами, окружённые контурами стрельчатых арок, которые простираются до самого потолка.
2. Камин в Особняке Строуберри Хиллс, конец XVIII века
Готический стиль перестал использоваться в архитектуре с окончанием периода средневековья, но через несколько столетий началось возрождение. В конце XVIII века богатый английский аристократ Гораций Уолпол построил Особняк Строуберри Хилл, по собственному проекту. Почти все интерьеры были оформлены в «забытом» средневековом стиле. Так начался новый период в европейской культуре: неоготика. Конечно же, в здании было несколько каминов, оформление которых было тщательно проработано в совершенно необычной манере.
Можно сказать, что данный камин имеет простейший прямоугольный портал, тем не менее на нём присутствуют характерные изображения четырёхлистников. Основной упор в интерьере сделан на деревянную декоративную конструкцию, которая имеет сложную резьбу в стиле окружающей мебели.
3. Неоготические камины в интерьерах Огастеса Пьюджина
Пьюджин был крупнейшим в XIX веке английским архитектором и декоратором неоготического направления. Его проекты задавали моду всей Европе, они были новаторскими и необычными, поэтому так важно их рассмотреть отдельно.
В середине XIX века прошла большая реставрация Вестминстерского дворца (после пожара), здания парламента Великобритании. В королевском зале был размещён роскошный мраморный камин. Он выполнен из нескольких сортов мрамора разного цвета и имеет скульптуры святых Михаила и Георгия. Сейчас этот камин считается самым роскошным и дорогим из всех неоготических.
Ещё одна знаковая работа Пьюджина – интерьры замка Истнор. Главная гостиная была богато оформлена и являлась центральной комнатой всего замка. Стиль декорирования был назван геральдическим, так как в нём помимо большого количества готических элементов присутствует, в большом количестве, геральдическая символика, связанная с историей семейства владельцев здания. Камин – важнейший координационный центр комнаты. Внутренняя форма портала имеет стрельчатую форму, над ней размещён герб семьи с орнаментами, а ещё выше генеалогическое древо рода. Вся эта большая композиция является единым целым элементом интерьера.
Собственный дом архитектора выглядел гораздо скромнее его коммерческих проектов. Так в спальне супруги Пьюджина был размещён камин с очень скромным оформлением. Обычная топка встроена в стену, а стена над ней декорирована стрельчатой аркой со скульптурным изображением Святой Марии в центре.
4. Готический камин в Мраморном замке, США, XIX век
Камин в готической комнате Мраморного особняка, США
Камин выполнен из камня и имеет сложную детализированную резьбу. Его размер вновь напоминает нам о влиянии романского стиля. Особенно интересно в этом проекте, то, что здесь использованы готические башенки в уменьшенном виде, которые ещё в период средневековья являлись элементами оформления готических соборов. Также присутствуют барельефы, сложные орнаменты, которые также совмещены с элементами античной культуры (классические античные колонны и скульптуры). Автор этого проекта изрядно потрудился и создал настоящий шедевр.
Ещё один портал выполненные для готического замка XIX века. Пример работы мастеров немецкой готической школы. Интересно здесь то, что в оформлении практически нет никаких явных готических элементов. Трудно отнести эту работу однозначно к какому-то стилю, скорее перед нами импровизация на тему средневековых образов. Дело в том, что неоготика XIX века была частью большого культурного течения «историзм», который диктовал свои правила.
6. Большой камин в библиотеке Николая II, Эрмитаж, нач. XX в.
Камин был создан в начале XX века для интерьера библиотеки царя Николая II. Он представляет достаточно массивную конструкцию из камня со сложной резьбой. В оформлении присутствует множество традиционных готических орнаментов (четырёхлистники, стрельчатые ниши, цветочный узор) и античные элементы. Другие фотографии этого помещения можно посмотреть в статье о готических библиотеках.
Сегодня на рынке можно найти множество вариантов каминных порталов, которые можно использовать в современных интерьерах. Все они продолжают традиции прошлого и используют элементы, которые описаны в данной статье. Мы собрали небольшую подборку примеров.