Период развития средневековой готики в Германии длился с XIII по XVI века.
Для ранних построек XIII века характерны наложение заимствованных из Франции готических черт на романскую основу здания, упрощённость интерьера (так называемые зальные церкви с нефами одной высоты.
В период зрелой немецкой готики (XIII-XIV вв.) на базе французских образцов лучистой готики создаётся тип храма, в силуэте которого доминируют башни, а фасады покрывает густая каменная резьба. Ярчайшим примером архитектуры данного периода является собор в Кёльне, проект собора был настолько сложен, что был завершён только в XIX веке. В ходе многовековых строительных работ проект много раз дорабатывался и, в конце концов, вобрал в себя черты стиля различных эпох, но основой стала французская традиция лучезарной готики (зрелого периода). Кёльнский собор — прямое подражание соборам в Амьене и Бове.
Под влиянием ранних построек к XV веку формируется национальный тип невысокого храма с одной башней на фасаде. Именно такой тип строений считается образцом традиционного германского готического храма (Соборы во Фрайбурге, Ульме, Мейсене).
Отдельного внимание заслуживает витражное искусство в германоязычных странах. В поздний период развития стиля (XIV-XV вв.) немецкие мастера стали признанными лидерами в этом искусстве во всей Европе. Немецкие витражные работы отличались потрясающим реализмом, можно сказать, что это были настоящие живописные полотна, нарисованные на стёклах. Одним из самых прославленных витражистов того периода стал Питер Геммель (читать подробнее в статье "10 лучших готических витражей средневековья").
Постройки:
- Церковь Святой Елизаветы в Марбурге, 1235-1283 гг;
- Кёльнский собор, 1248-1560 гг., был окончательно достроен только в 19 веке, его архитектура базируется на принципах французской лучистой готики;
- Собор в Ульме, 1392-1810 гг.;
- Собор в Мейсене, 1260-1410 гг.;
- Собор в Страсбурге, 1250–1439 гг., несмотря на то, что сегодня Страсбург – французский город, строили собор исключительно немецкие мастера, а город был самым западным городом германского государства, здание включает в себя черты немецкого и французского стиля.
Мы не включили в список крупнейших построек соборы в стиле «кирпичной готики», о них речь пойдёт ниже.